О проблемах качества обучения машиностроительных рабочих профессий в системе СПО

Как выбрать учебное заведение? Где учиться?

Преподаватель Учебного центра «ЭДЕМ» кандидат технических наук, доцент, с общим производственным и педагогическим стажем более 30 лет Марков Александр Николаевич подготовил статью о проблемах качества обучения в системе СПО (среднего профессионального образования). Мы решили задать несколько уточняющих вопросов Александру Николаевичу, который проанализировал последний отчётный 2024 год по данным статистических исследований. Мы обратились и попросили пояснить, сравнить, чем отличается обучение в системе среднего профессионального образования от учебных центров в связи с тем, что обучающиеся часто задают вопросы: - «Куда лучше пойти учиться в учебный центр или в СПО»?


Интервью с нашим преподавателем кандидатом технических наук, доцентом Марковым А.Н.

Менеджер по персоналу: - Александр Николаевич, попробуем разобраться: С какими проблемами, на ваш взгляд, сталкивается современное машиностроение?

Марков Александр Николаевич: - В современных условиях развития общества все большее влияние играет роль машиностроение. Так, за последний 2024 год, темпы роста в машиностроении увеличились на 20%, по сравнению с предыдущим годом. В среднем, по стране, ежедневно открываются 1-2 новых машиностроительных предприятия различной мощности и назначения.
Всё это, в целом, приводит к нехватке высококвалифицированной рабочей силы.
Только по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в настоящий момент не хватает более 20 тысяч высококвалифицированных работников. Современное машиностроительное производство - это комплекс высокотехнологичных сложных машин, требующих большого объёма знаний, умений и навыков в различных областях науки и техники, которыми должны обладать рабочие.
Эффективность и качество выполнения работ на машиностроительном производстве в целом, зависят от степени подготовленности рабочих.

Менеджер по персоналу: - Теперь, подробно рассмотрим проблемы образования в системе СПО. В основном, подготовкой высококвалифицированных рабочих в нашей стране занимаются колледжи, учебные комбинаты, учебные центры, имеющие государственные лицензии и аккредитованные учебные планы и рабочие программы.
Какие проблемы на Ваш взгляд по качеству обучения возникают с СПО?

Марков Александр Николаевич: - Попробую наиболее подробно изложить проблемы СПО в колледжах.
К основным проблемам, затрагивающим качество подготовки высококвалифицированных рабочих кадров в колледжах можно отнести:

  • относительно большой объем изучаемых дисциплин, не имеющих полезных знаний при приобретении рабочих профессий;
  • отсутствие необходимого технологического оборудования для реализации учебного процесса;
  • уменьшение объёмов учебной и производственной практики
  • низкая квалификация преподавательского состава;
  • отсутствие наличия современной технической литературы;
  • формальное отношение руководства учебных учреждений СПО к подготовке и выпуску будущих рабочих.

Для решения проблемы качества подготовки высокопрофессиональных рабочих в колледжах необходимо:
  • больше внимания уделять техническим дисциплинам;
  • увеличить бюджетное финансирование.

Менеджер по персоналу: -Теперь остановимся на проблемах переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров в учебных комбинатах и учебных центрах.

Марков Александр Николаевич: - К основным проблемам переподготовки рабочих кадров в учебных центрах и учебных комбинатах можно отнести:

  • сравнительно короткий период обучения, позволяющий дать только стартовые знания ученикам по будущей рабочей профессии;
  • разные уровни подготовки учеников;
  • большой период времени после окончания учебного заведения системы СПО;
  • у некоторых учеников отсутствует трудовой стаж по техническим специальностям.

Анализируя качество подготовки рабочих в учебных комбинатах и учебных центрах я, как преподаватель, особенно хочу отметить слабые остаточные знания учеников по таким базовым предметам как: материаловедение, инженерная графика, технические измерения в машиностроении, основы электротехники.

Ведь именно на этих предметах формируются фундаментальные знания будущих высококвалифицированных рабочих в области машиностроения. Вот поэтому при подготовке рабочих профессий таких, как оператор-наладчик станков с ЧПУ, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, слесарь механосборочных работ, сварщик и многих других, в их учебный план подготовки я предлагаю ввести образовательный курс «Чтение машиностроительных чертежей».

Курс «Чтение машиностроительных чертежей» это специализированный курс, включающий в себя общие обязательные знания в области материаловедения, стандартизации и метрологии, чтения рабочих чертежей деталей и сборочных единиц. Данный курс максимально адаптирован к машиностроительному производству и позволяет рабочему получить достаточно большой объём знаний в относительно короткое время в области чтения машиностроительных чертежей.

В заключении Александр Николаевич Марков подчеркнул, что рабочие профессии в машиностроении – востребованное направление, которое позволяет получить не только актуальную профессию, но конкурентную заработную плату и социальные гарантии серьёзных работодателей.
От будущего специалиста требуется ответственно подойти как к процессу обучения, так и изначально к выбору учебного заведения.

«Особое внимание я советую уделять изучению учебного плана будущего обучения. Наличие в программе таких дисциплин, как «Инженерная графика», «Чтение машиностроительных чертежей», говорит о серьёзной теоретической подготовке, что в дальнейшем станет хорошим фундаментом для освоения новой профессии. Старайтесь выбирать курсы основательно, тщательно взвешивая информацию по срокам обучения, наличию образовательной лицензии учреждения, педагогическому составу центра и тогда новая профессия станет отличным вложением в ваше будущее», - отметил Марков Александр Николаевич.